Содержание
Закон “О защите прав потребителей” наделяет покупателей правами на возврат товара и получение потраченных денежных средств. Но в нем содержится ряд исключений, которые касаются технически-сложных товаров. К одним из таких относится телевизор. В статье пойдет речь о том, в каких случаях возможно вернуть потраченные средства при совершении данной покупки.
Закон “О защите прав потребителей” устанавливает общие правила возврата товара надлежащего качества.
Так, согласно ст. 25 данного закона, у покупателя есть ровно две недели, чтобы реализовать свое право и вернуть купленный товар. Но при этом должны быть соблюдены следующие условия:
Однако из этого общего правила есть исключение, которое касается технически-сложных товаров.
Их покупка сопряжена с риском обнаружения тех или иных недостатков.
На основании положений ст. 25 Закона "О защите прав потребителей" и Постановления Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г., телевизоры относятся к категории непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату. Это означает, что покупатель не наделяется правом на возврат телевизора продавцу по причине несоответствия его личным предпочтениям, таким как цвет, форма или комплектация.
Тем не менее существуют определенные исключения из правил возврата товаров надлежащего качества. Покупатель может вернуть телевизор, если продавец или изготовитель не предоставил необходимые достоверные сведения о приобретенном товаре. Эти сведения должны содержать:
Ненадлежащее информирование продавцом покупателя о приобретенном товаре является нарушением условий договора. В такой ситуации покупатель вправе заявить требование о расторжения договора купли-продажи и возврата потраченных сумм. Если продавец выражает согласие прекратить действие договора, покупатель обязан вернуть ему приобретенный товар.
В случае несогласия продавца покупатель должен подать письменное заявление на прекращение договора купли-продажи и возврат потраченных сумм, включая расходы на доставку. В заявлении необходимо указать следующую информацию:
В случае если продавец отказал в возврате товара покупатель может обратиться в суд с иском о защите прав потребителей. Как правило, в большинстве случаев судебная инстанция встает на сторону потребителя. Суд может обязать продавца вернуть деньги за товар, а также возместить покупателю убытки, причиненные отказом в возврате товара.
Покупатель имеет право вернуть телевизор в течение пятнадцати дней, если он обнаружил при его эксплуатации дефекты, но при условии, если он непричастен к их возникновению. Например, если на экране есть царапины, некачественно воспроизводится изображение, имеется заводской брак и иные недостатки, которые препятствуют полноценной эксплуатации товара.
Во всех этих случаях покупатель вправе заявлять следующие требования:
Важно: вернуть телевизор по прошествии пятнадцати дней можно только в том случае, если обнаружены существенные недостатки. К таковым относятся:
Покупатели, оплатившие товар, который еще не был доставлен, имеют право вернуть свои деньги в следующих ситуациях:
Когда покупатель обнаруживает неисправности при работе телевизора, он сдает его продавцу по гарантии на ремонт.
Важно: если продавец по каким-либо причинам отказывается принять товар и произвести гарантийный ремонт, покупателю следует потребовать от него письменное подтверждение отказа с обоснованием причин. Покупателю разрешается фиксировать отказ с использованием технических средств: видеокамеры или диктофона. Такие записи могут потребоваться в суде.
После того как продавец или производитель принял телевизор на ремонт, он обязан выдать покупателю на руки подтверждающий приемку документ. Им является акт приема-передачи. Этот документ должен содержать следующие данные:
Телевизор относится к технически-сложным. Продавец или производитель имеют право установить причину неисправностей с помощью привлечения независимого эксперта. Если в ходе проверки будет выявлено, что продавец или производитель непричастны к поломке, то покупатель должен будет понести расходы, связанные с проведением экспертизы. При этом все расходы должны подтверждаться соответствующими документами.
Важно: проверка неисправного телевизора должна осуществляться в присутствии покупателя, но при условии, если он указал такое требование в претензии.
Для исключения подлога телевизор должен быть упакован и опечатан. Вскрытие упаковки проводится в присутствии покупателя. При нарушении этого правила результаты экспертизы могут быть поставлены под сомнение.
Исследование телевизора на предмет поломки проводится в период не превышающий 45 дней. Если же покупатель осуществил ремонт телевизора за свои средства, то экспертиза должна быть проведена в срок не позднее 20 дней с момента подачи продавцу претензии.
Нередко продавцы идут на ухищрения и обманывают покупателя. Когда он сдает телевизор на гарантийный ремонт, то, как правило, в заявлении просто указывает какую-либо неисправность. Продавец в таких случаях проводит ремонт неофициально, а потом сообщает покупателю, что поломок никаких не было и телевизор изначально был исправен. В такой ситуации покупатель лишается права на возврат потраченной суммы, если он сдал товар в первые пятнадцать дней после обнаружения дефектов. Если он передал телевизор на гарантийный ремонт после истечения этого срока, то он впоследствии не сможет ссылаться на неоднократный гарантийный ремонт, поскольку документов на руках у него не будет.
В связи с данными обстоятельствами покупателю важно перед сдачей телевизора на ремонт зафиксировать имеющиеся неисправности. Для этого можно провести товароведческую экспертизу. При наличии официальных документов, подтверждающих дефект приобретенного товара, продавец не сможет отказать покупателю в предъявленных требованиях по его возврату.
Юридические услуги от Центр Закона: Защита прав потребителей