Содержание
Приобретение автомобиля — значимое событие. Это дорогостоящая покупка, и всегда хочется, чтобы все прошло гладко. Вместе с автомобилем покупатель получает ряд документов, которые свидетельствуют о том, что он становится её полноправным владельцем. Один из главных документов — паспорт транспортного средства (ПТС). Однако нередко покупатели сталкиваются с ситуацией, когда автосалон не выдает этот документ. В этой ситуации регистрация автомобиля становится невозможной. Почему так происходит и что делать в такой ситуации, расскажем в данной статье.
Многие покупатели не задумываются о том, что при оформлении сделки, связанной с приобретением автомобиля, могут возникнуть проблемы, обусловленные невыдачей ПТС. Такая ситуация кажется абсурдной, поскольку это главный документ, без которого невозможна регистрация транспортного средства. Однако с точки зрения автосалона, причины для задержки могут быть вполне обоснованы. Давайте разберемся, почему так происходит и что делать в таких ситуациях.
Наиболее частые причины, по которым автосалон может задержать выдачу ПТС:
Автосалоны, затягивающие с выдачей ПТС, нарушают законодательство и права покупателя, а это не просто неудобство, а серьезные последствия, с которыми нужно бороться.
Согласно действующему законодательству, автосалон должен передать покупателю паспорт транспортного средства в течение двадцати рабочих дней с момента подписания договора купли-продажи.
Как правило, добросовестные дилеры передают этот документ сразу вместе с автомобилем или в течение недели после его покупки.
Важно: при выборе автомобиля у менеджера автосалона следует уточнить, где находится ПТС. Если документ отсутствует и нет времени ждать, то лучше выбрать другого продавца.
Когда ПТС на автомобиль находится в другом городе, следует составить договор, в котором будут указаны четкие сроки предоставление этого документа.
Ситуация, когда автомобиль продан без ПТС, является прямым нарушением закона.
Статья 456 Гражданского кодекса РФ прямо гласит, что при передаче товара покупателю продавец обязан передать все необходимые документы.
Статья 23.1 закона "О защите прав потребителей" предоставляет покупателю право требовать устранения недостатков товара (в данном случае — невыданного ПТС).
Если покупатель столкнулся с тем, что автосалон при покупке автомобиля не торопится отдавать ПТС, прежде всего необходимо выяснить, с чем это связано. Если причины объективны, например, документ находится в другом городе и на его пересылку требуется несколько дней, то следует дождаться оговоренной даты. В большинстве случаев автосалоны действуют добросовестно и не нацелены на обман покупателя. Но, когда продавец намеренно затягивает сроки, придумывая различные отговорки, медлить нельзя. Необходимо действовать решительно и грамотно.
Начать следует с письменной претензии. В ней необходимо четко указать:
Часто автосалоны, получив претензию, начинают предлагать различные варианты "решения": просят подождать еще "немного", обещают подарки и "поблажки", а иногда даже пытаются запугать, нагнетая ситуацию.
Важно: не поддавайтесь на эти уловки. Эти обещания могут затянуться на долгие годы. А запугивания не несут никаких правовых последствий. В данной ситуации покупатель вправе требовать свое.
Если автосалон не реагирует на претензию и продолжает удерживать ПТС, придется обращаться в суд.
Судебный иск в этом случае будет направлен на принуждение автосалона к выдаче ПТС или на расторжение договора купли-продажи с возвратом денег и компенсацией убытков.
В иске можно выдвинуть следующие требования:
В исковом заявлении важно сделать ссылку на ст. 456 ГК РФ кодекса, которая регулирует права покупателя при нарушении обязательств продавцом. За невыполнение требований договора купли-продажи суд может обязать продавца выплатить компенсацию покупателю в размере 0,5% от стоимости автомобиля.
Подобные дела подлежат рассмотрению в районном суде. Если суд встанет на сторону автосалона, то решение можно обжаловать в вышестоящей инстанции — областном суде.
Важно понимать, что это длительный и непростой процесс, который требует времени, сил и знания своих прав. Юридическая помощь важна на всех этапах — от составления претензии до судебного процесса. Для успешного судебного разбирательства потребуются доказательства нарушения прав со стороны автосалона. Это могут быть договоры, претензии, ответы автосалона, переписка, свидетельские показания и т.д.
Приобретение автомобиля без ПТС — это, по сути, покупка “кота в мешке”, чреватая серьезными проблемами и рисками для покупателя. Обычно автосалон, не имея возможности предоставить оригинальный ПТС, выдает покупателю его копию. Однако по закону, управление автомобилем без постановки на учет допускается не более десяти дней. За это время автосалон обязан предоставить покупателю оригинальный ПТС, позволяющий зарегистрировать машину в ГАИ.
Управление транспортным средством без регистрации невозможно. Такие действия являются нарушением и могут повлечь привлечение водителя к ответственности. Сотрудник ГАИ может выписать штраф за управление незарегистрированным автомобилем. Размер штрафа может варьироваться в зависимости от региона и конкретных обстоятельств. В некоторых случаях инспектор ГАИ может забрать автомобиль на штрафстоянку до предоставления оригинального ПТС.
Чтобы избежать подобных ситуаций при покупке автомобиля, необходимо:
Покупка автомобиля — это важная финансовая операция. Не стоит торопиться и идти на компромиссы, особенно когда речь идет о ПТС. Проявляйте максимальную осторожность и не бойтесь отказаться от покупки автомобиля, если вы сомневаетесь в его юридической чистоте. Не позволяйте автосалонам нарушать ваши права и ущемлять ваши интересы. Закон на вашей стороне!
Юридические услуги от Центр Закона: Услуги автоюриста